Они ковали победу в тылу

 

Жители города Железнодорожного, получившие высокие награды и звания за трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны.

 

 

Жукова Александра Ивановна (1902-1994)

С 12 лет начала работать на Саввинской фабрике «Товарищество Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Ко». За 61 год работы на фабрике прошла путь от простой малограмотной работницы до начальника цеха. В 1939 г. за свою стахановскую деятельность и трудовые заслуги была награждена в Орденом «Трудового Красного Знамени». В 1941 г., когда немцы подошли близко к Москве, эвакуировалась с тремя детьми в город Белово Новосибирской области, что рядом с Кузбассом. После возвращения из эвакуации в 1942 г. Александра Ивановна продолжила работу на Саввинской фабрике «Пролетарская диктатура», сначала в должности заместителя директора по быту, а затем заместителем директора по административно-хозяйственной части. Во время войны на фабрике выпускалась продукция для фронта: веревки, стропы для парашютов, марля, нити и пряжа. В эти суровые военные годы Александра Ивановна вместе с другими передовиками производства, заменив отсутствующих мужчин, взвалили на свои плечи трудовые обязанности, личным примером ведя за собой весь коллектив.
3 октября 1942 г. в поселке Саввино произошел взрыв склада боеприпасов, была разрушена фабрика, прилегающие к ней дома поселка и казармы рабочих фабрики. Александра Ивановна с тремя детьми также осталась без жилья - казарма №2, где они жили, полностью сгорела. Из воспоминаний Александры Ивановны: «При взрыве склада боеприпасов сгорело 75 процентов жилой площади поселка. Все рабочие остались без жилья и средств существования. А так как большая часть мужчин ушла на фронт, то семьи остались еще и без защиты. В то время быть руководителем фабрики было очень трудно, сейчас даже страшно вспоминать. Отапливать фабрику, детские учреждения, баню было нечем. Дома, уцелевшие от пожара, тоже не отапливались. Рабочих нужно было одеть, обуть, накормить и обустроить их жилье. С большим трудом приходилось просить, уговаривать ближайшие колхозы, чтобы поселить рабочих хотя бы временно. И вот на мою долю в это время выпала эта тяжелая и ответственная работа. Приходилось переживать за каждую семью и не было дня, когда бы рабочие ни приходили со слезами, говоря, что их выгоняют с временных квартир, и их надо было опять устраивать жить, изыскивать другие возможности, обращаться в воинские части и по целым дням и ночам – сутками руководить этой работой. Тогда были едины и тыл, и фронт! А в каких условиях работали на фабрике: в холоде, в голоде, приходилось еще и выгружать вагоны, мужчин было мало, все было на женских плечах. Днем - у станка, ночью мыли производство. И вот я, женщина-выдвиженка, не имея образования, руководила этим большим ответственным участком с октября 1942 по ноябрь 1943 года. Эта работа надломила мое здоровье». Но Александра Ивановна не оставила фабрику. Сразу после выздоровления в 1944 г. она перешла на работу в качестве заведующей столовой Саввинской фабрики. Героический труд русских женщин, работавших в тылу, равносилен подвигу всех солдат, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной Войны и одержавших великую Победу!

 

Иванов Николай Алексеевич (г.р.1891)

Трудовую деятельность начал в 18 лет на заводе «Гужон» (ныне «Серп и Молот»). До войны служил в армии в железнодорожном батальоне помощником машиниста. После армии работал в локомотивном депо Обираловка. Во время Великой Отечественной войны водил составы с военной техникой. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени. Удостоен звания «Почетный железнодорожник».

 

Лапынин Александр Васильевич (г.р.1918)

В 1935 г. окончил ФЗУ по электротяговой специальности и был направлен на работу в электродепо станции Обираловка на должность электоромонтера подвижного состава. Без отрыва от производства окончил курсы машинистов. С 1938 г. – машинист электропоездов. С 1939 г. по 1942 гг. находился в рядах Красной Армии. В 1942 г. по приказу ГКО был демобилизован как специалист транспорта, и продолжил работу в электродепо. Награжден орденом Ленина, медалями «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», удостоен звания «Почетный железнодорожник».

 

Малышев Николай Иванович (г.р.1915)

В 1933 г. поступил учиться в электротяговый учебный комбинат при электродепо Москва-III Ярославской железной дороги. После окончания учебы был направлен на работу в электродепо Обираловка по ремонту моторовагонного подвижного состава. С 1938 г. работал машинистом. Удостоен звания «Почетный железнодорожник», «Отличный паровозник». Награды: Орден Трудового Красного Знамени, медали «За доблестный труд», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

 

Марков Иван Павлович

С 1934 г. прошел путь от слесаря до заместителя начальника депо ст. Железнодорожная по ремонту. В годы войны работал в электродепо по восстановлению оборудования, изготовлению противотанковых «ежей». Самым тяжелым для Ивана Павловича и его товарищей был 1942год. Три месяца днем и ночью работали они в депо, чтобы восстановить оборудование, которое возвратили из Сибири. Удостоен звания «Почетный железнодорожник», награжден орденами Ленина, Трудового Красного знамени.

 

Старостин Михаил Гаврилович

(1890-1948). Начальник станции Обираловка-Железнодорожная. Родился в г. Павлово. Родители рано умерли. Работать начал в 16 лет на ж/д станции Усад (Московская губ.) сначала учеником телеграфиста, сцепщиком, составителем поездов, потом дежурным по станции. В 1931 г. поступил на высшие эксплуатационные курсы диспетчеров. В 1934 г. работал на станции Кудиново. С 1937 по 1948 гг. – начальник станции Обираловка-Железнодорожный (был назначен на эту должность по приказу министра путей сообщения А.А.Андреева).. Старостин, сплотив коллектив своим умением организовать работу, вывел станцию на одну из первых на отделении дороги. Ему было присвоено звание «Почетный железнодорожник». Вместе с коллективом Михаил Гаврилович сажал каштаны возле станции, разбивал клумбы, сажал цветы, сделали фонтан перед вокзалом. Электродепо в это время расширяло границы территории. Тогда же встал вопрос об изменении названия станции. Были предложения назвать станция Лесная, Дорожная и остановились на Железнодорожной. Предложение было рассмотрено в райисполкоме и вскоре утверждено. В июле 1939 г. станция была переименована. Железнодорожный транспорт – это вторая армия, и дисциплина была строгая. За опоздание на работу на 20 минут, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР увольняли с работы, или вычитали из зарплаты 25%. Начальник станции Старостин был принципиальным, не терпел очковтирательства, вымогательств, взяточничества, тунеядства и пьянства. Сам был строг к себе и к подчиненным. Всегда знал, где находится каждый пребывающий вагон под погрузку - выгрузку, чем занят паровоз-тепловоз. Часто лично проверял, в каком состоянии стрелки и путь. 22 июня 1941 г. Старостина ночью разбудил телефонный звонок. Он семье ничего не сказал, сразу ушел в депо. С самого первого дня войны грузопоток увеличивался с каждым днем. Все поезда назначением «Литер» проходили в присутствии начальника станции и комендантов. В ноябре 1941 г. было введено казарменное положение. Райком партии дал указание эвакуироваться. Старостин эвакуировал свою семью, а сам остался на своем посту. В 1941 г. Старостину было рекомендовано взорвать депо, но он этого не сделал. В 1942 г., когда в Саввино взорвался склад боеприпасов, Старостин садится на паровоз и едет в район склада, где рвутся снаряды. Расцепляет груженные снарядами вагоны, и отводит состав на станцию в безопасное место. Во время работы следствия Старостин был арестован, но разобравшись во всем, его отпустили. 9 мая 1945 года пришла долгожданная победа. На планерном совещании в кабинете начальника станции Михаил Гаврилович сказал: - Товарищи! Победа! – Все вышли на платформу. Старостин достал пистолет и выстрелил все до последнего патрона, сказав при этом: - Стрелять больше не в кого. Зверя убили в его собственном логове! В 1947 г. М.Г.Старостин часто болел, и по его рекомендации начальником станции назначили Я.А.Судакова.