У времени в плену: из истории фотографии

 

И фотография показывает нам,
Как трудится безжалостное время.
Г. Александров

 Старые пожелтевшие фотографии, на которых представлена история Обираловки в событиях и лицах; давние, но хорошо знакомые фотоаппараты советского времени; необходимые атрибуты фотолаборатории и семейные фотоальбомы – все это сегодня экспонаты краеведческого музея г. Железнодорожного, составляющие одну из лучших его коллекций. Приглашаем вас совершить экскурсию в мир фотографии, завораживающий, волнующий, мгновенный и вечный.

От истоков до дней сегодняшних

 Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IY веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене той пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажения. В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о Камере-обскуре ( с лат. «темная комната»)- волшебном устройстве для получения изображений. Она представляла собой ящик с отверстием в одной из стен; пучок света, проходя сквозь это отверстие, отбрасывал изображение на противоположную стенку. Это изображение можно было обвести карандашом и таким образом перевести на бумагу. Конструкция камеры менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру-обскуру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. Изображения стали гораздо ярче. Благодаря камере-обскуре были сделаны потрясающие открытия в фотографии, и мир узнал имена трех ее изобретателей – Ньепса, Дагера, Тальбота.
 Первым человеком, который сумел сделать «фотографический» снимок постоянным, т.е. закрепить изображение, был французский изобретатель Жозеф Ньепс (1765-1833).

Самым первым в истории фотографии считается снимок «Вид из окна», датированный 1826 годом. Свой способ Ньепс назвал гелиографией. Съемка по его методу длилась 6-8 часов на ярком солнце.
Целой эпохой в истории фотографии является изобретение Луи Жака Дагера (1787-1851), французского ученого и изобретателя. А начинал Дагер декоратором в знаменитом театре «Гранд-опера».Используя опыты Ньепса, он разработал первый практический пригодный способ фотографирования и назвал его своим именем – «дагеротипия».
 Третьим человеком, стоящим у истоков фотографии, был английский физик, химик и мастер фотоискусства Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877). Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Тальбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греч. «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения, чего не было у Дагера.

 Современная фотография основывается на процессе Тальбота : негатив-позитив.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент российской Академии наук И.Гамель специально отправился в Англию, чтобы изучить калотипию. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии до сих пор хранятся 12 калотипов, и  на некоторых имеется подпись самого Тальбота.
 Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 г. он открыл первый в России «художественный кабинет» (фотоателье) для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы снимаемого. Это позволяло получать резкие фотографии. А.Греков считается основателем использования гальванопластики в фотографии. Ряд усовершенствований в процесс фотографирования внес и Сергей Левицкий. Он использовал искусственное освещение, применял сменный фон для декорации, ретушировал негативы, использовал фотомонтаж, что привело его к многочисленным награждениям на международных выставках.
 Еще одним ярким мастером фотографии в 50-е годы ХIХ века был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 г. в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Даньера». Он первым создал альбом, в который вошли выполненные им фотопортреты известных деятелей русской культуры: артистов, писателей, путешественников, ученых.
 В России, благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей, искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX –XX веков русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.

Обираловский мастер фотографии

 А тем временем в Обираловке жил Михаил Кондратьевич Лапкин, известный на всю округу фотограф. Лапкина любили в поселке: семейные фотографии, коллективные фото рабочих и служащих (в частности, Саввинской фабрики), фото на документы заказывали только у него. Во многих семьях нашего города можно найти фотографии с краткой надписью в уголке «Фото М.Лапкина».
 К сожалению, пока нам известно о нем до обидного мало. Жил недалеко от вокзала, в своем доме на улице 8 Марта, был женат, имел двух дочерей и трех сыновей. Два сына не вернулись с войны. Лапкин Леонид Михайлович (1905 г.р.) пропал без вести в октябре 1941 года, а в декабре того же года скончался от ран Петр Михайлович Лапкин. Одна из дочерей – Мария Михайловна – мать известного клоуна Олега Попова. Похоронены Лапкины на Саввинском кладбище. Своей маме Олег Попов поставил скромный памятник с замечательной надписью: «Солнечной маме – солнечный сын». Сам Олег Попов, будучи уже известным клоуном, приезжал к родной тетушке и бабушке в Обираловку. В краеведческом музее сохранились уникальные фотографии, выполненные М.К.Лапкиным. Например, фото «Первый торжественный обед в фабричной столовой (Саввинской фабрики) в 1924 году». И глядя на этих людей, сидящих за длинным столом, неулыбчивых, и как-то по-особому сосредоточенных, невольно попадаешь в то далекое и непростое время.

Говорящие названия

«Зенит», «Смена», «Зоркий», «Любитель», «Фотокор», «ФЭД» - когда-то эти фотоаппараты с громкими названиями были почти в каждом доме, и как лучшие друзья шли по жизни, останавливая мгновения. А сегодня они экспонаты нашего музея.

 Один из первых советских фотоаппаратов – «Фотокор»-1» 1930 года выпуска, представлен в зале войны музея, т.к. именно он был участником событий тех лет и, наверняка, многие фотохроники Великой Отечественной войны дошли до нас благодаря фотографам и «фотокорам». Вот какая информация дана в специальной литературе: «Советский фотоаппарат, производившийся в 1930-1941 гг. заводом ГОМЗ, а также в 1930-1931 гг. заводом ГОМП – первый советский крупносерийный фотоаппарат. Пластиночная складная универсальная камера форматом 9х12 с двойным растяжением меха (в народе «гармошкой»). Очевидно, именно такие фотоаппараты для удобства пользования ставились на треногу.
 В потертом кожаном коричневом футляре фотоаппарат с названием из трех заглавных букв – «ФЭД». Это сокращенное название фотоаппарат получил в честь «рыцаря революции» Феликса Эдмундовича Дзержинского, так как первые образцы собирались в 1933 г. вручную в мастерских трудовой коммуны НКВД им.Ф.Э. Дзержинского на Украине. И позднее они выпускались на предприятиях, носящих имя председателя ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной комиссии). Производились эти фотоаппараты вплоть до 1995 г.
На протяжении всей своей истории (с 1952 г. и до 80-х годов) фотоаппараты «Зенит» с маркой  Красногорского механического завода (КМЗ) являлись ярким достижением и настоящей гордостью советской фото промышленности. Они экспортировались почти во все страны мира. «Зенит» вошел в историю, как самый массовый зеркальный фотоаппарат ХХ века: различных его модификаций было произведено около 15 миллионов. Представленный в нашем фонде «Зенит Е», считается настоящей классикой. Он вобрал в себя все самое лучшее от своих предшественников. В 1979 году популярный английский журнал для фотолюбителей «What camera?» признал «Зенит ЕМ» лучшим аппаратом года.

Большой популярностью в 50-80-е годы ХХ века пользовался двухобъективный, среднеформатный и профессиональный фотоаппарат «Любитель», который выпускался с 1949 г. Он предназначался для различных любительских съемок на роликовую пленку, а при наличии насадочных линз, и для съемки репродукций.
 «Смена» - наименование семейства советских школьных фотоаппаратов, производимых в 1939-1941 гг. и с 1953 до 90-х годов заводом ГОМЗ (впоследствии ЛОМО) в Ленинграде, и заводом в Минске (ММЗ). Эти фотоаппараты при весьма низкой цене обладали достаточно высокими техническими характеристиками, благодаря чему получили очень широкое распространение, в том числе он был хорош для обучения начинающих фотографов в фотокружках и фотоклубах. В нашем музее представлены фотоаппараты «Смена-2» (1955), «Смена-8М» (1970). Причем последний, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый массовый в мире. Коллекция фотоаппаратов представлена в нашем музее в экспозиции послевоенного периода.

Из зала в зал переходя

 Снова и снова в залах музея всматриваемся в лица на старых черно-белых фотографиях, узнаем и не узнаем уголки старого города. «Открытие Обираловской богадельни» (фото 1892 г), «Добровольное пожарное общество в поселке Обираловка (фото 1916 г.), «Рабочие и служащие станции Обираловка» (фото 1911 г.), красивые, как в сказке, с резными крылечками и наличниками дома ГУАСа, старая, какая-то очень деревенская улица с красивым названием Елизаветинская (сейчас это Советская) улица – все это осталось лишь на фотографических снимках. И, конечно же, люди тех далеких дней; они и похожи и не похожи на нас, сегодняшних. Вот они нарядные собрались у проходной главного корпуса Саввинской фабрики 1 мая 1912 года. А вот девушки с флейтами, трубами и тромбонами – это фабричный женский духовой оркестр 30-х годов прошлого века. А эти босые ребятишки четырех- пяти лет с любопытством, серьезностью, озорным задором, глядящие в объектив фотоаппарата – группа детского сада на фото 1927 года. Но почему-то всегда хочется задержаться именно у этой солнечной фотографии: «Максимовский пруд» (сейчас это улица Октябрьская). Неужели так было? На середине пруда, вода которого покрыта рябью и блестит на солнце, на бревне сидят два друга, озорные и хохочущие. А на берегу пруда стоят огромные деревья, отражаясь в воде, чуть дальше утопает в яблоневом саду одноэтажный домик. И так радостно и тепло от увиденного, что хочется оказаться там, в далеких пятидесятых.
 Черно-белые фотографии нашей прошлой жизни. Они торжественны и трогательны, жизнелюбивы и правдивы.

 Господа, фотографируйте мгновения – они не повторятся…