О «фарфоровом короле» и не только

В начале XX века в народе было популярно четверостишие, почти частушка, Георгия Иванова:
В Кузнецовской пёстрой чашке
С золочёными краями,
Видно, сахару не жалко –
Чай и сладок, и горяч

И если сегодня кузнецовский фарфор - антиквариат, то в конце XIX - начале XX века заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» в Дулёво, Вербилках, Новгороде, Риге выпускали предметы домашнего обихода, прейскурант на которые включал 1770 видов фаянсовых и 1015 видов фарфоровых изделий. В ассортименте значилась чайная и столовая посуда, украшения для интерьеров, фасадов, зданий и церквей, печи, камины, вазы и другое.
В нашем музее собрана небольшая (около сорока экспонатов), но, безусловно, интересная и достаточно разнообразная коллекция посуды, ориентированная в своё время на крестьянского покупателя и среднего горожанина, изготовленная на кузнецовских заводах конца XIX - начала XX века. Подлинность экспонатов подтверждает клеймо «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», проставленное на дне посуды с внешней стороны. Это и нарядная супница, чайные и кофейные комплекты с интересным геометрическим орнаментом, глубокие и мелкие тарелки с неизменным цветочным рисунком или однотонной позолоченной полоской по краю, сахарница, солонка, разделочная доска и др.

Гордость Саввинского храма

Но, безусловно, самый главный, масштабный и уникальный экспонат, выполненный на одном из кузнецовских предприятий, - это фаянсовый иконостас храма Преображения Господня в Саввино.

Стоит в селе у поля храм
И весь он белый как невеста,
Иконостас есть дивный там,
Окрестных сёл святое место – 

читаем мы стихи Л.Б.Троицкой (в девичестве Протопоповой), чей дед и отец были протоиереями Саввинского храма.
Изготовленный на деньги добровольных пожертвований (а это около 10 тыс. рублей) и установленный в 1905 году иконостас и сегодня поражает своими величием и красотой. Состоит из трех частей: центральный иконостас - трёхъярусный, и два боковых – двухъярусные. Шестьдесят семь икон старинного русского письма, фряжской (итальянской) работы выполнены в XVIII–XIX веках. Иконы писались отдельно и помещались в иконостас во время установки блоков. «Товарищество М.С.Кузнецова» принимало на себя все этапы производства иконостаса: проектирование, изготовление моделей элементов, производство деталей на фабрике, транспортировку к месту сборки, монтаж иконостаса в храме, устранение возможных дефектов в процессе. В работе над иконостасом принимали участие именитые архитекторы и художники: профессор Института гражданских инженеров В.Косяков и архитектор Н.Никонов, скульптор И.Анненский, художник по рисунку С.Краснощёков, мастер по созданию красок П.Панкратов, точильщик С.Иванов.

Первые иконостасы «Товарищества М.С.Кузнецова» были сделаны в 1895 году для Ново-Афонского монастыря и церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге. К 1908 году было уже изготовлено 37 иконостасов. В рекламном проспекте, помещенном в журнале «Церковь» №37 за 1909 год, «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» даёт характеристику своим иконостасам: «… отличаются прочностью, красотою и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (12 000), прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Прочность красок и золота на нём гарантируется на несколько лет». Эти слова полностью проверены временем.

От бесфамильного кузнеца до «фарфорового короля»

Именно такой путь, длиною в целое столетие, прошла династия владельцев крупнейших заводов по производству фарфора и фаянса, известная и в России, и далеко за её пределами.

Фарфор Товарищества М.С. Кузнецова, конец XIX – начало XX века
Родоначальник – бесфамильный кузнец Яков Васильевич. Жил он в деревне Новохаритоново Гжельской волости, занимался вместе с сыновьями – Терентием и Анисимом – кузнечным делом (и фамилию-то они приняли Кузнецовы), приторговывал лесом, пускал на постой приезжающих. Разбогатев, Яков Васильевич и сыновья в 1810 году основали фарфоровый завод, благо наличие глины в этих местах позволяло развернуть такое производство. Кузнецовы привлекли к делу гжельских мастеров и быстро наладили выпуск простейшей продукции – тарелок, чашек с блюдцами, ориентируясь на изготовление недорогого повседневного фарфора. Изделия завода быстро приобрели популярность, успешно продавались. Через два года, в 1812 году, предприятие возглавил сын, Терентий Яковлевич, который за 30 лет расширил масштабы производства и рынок сбыта: построил завод в подмосковном Дулёво, фарфорово-фаянсовый завод в Риге и приобрел в собственность прекрасный фарфоровый завод А.Сафронова в деревне Короткая Богородского уезда Московской губернии. Благополучно продолжил и расширил семейное дело сын Терентия Яковлевича – Сидор. В середине XIX века на кузнецовских предприятиях трудилось более полутора тысяч человек и производилось фарфоровых и фаянсовых изделий на сумму 150 тысяч рублей в год.
Самый известный и титулованный из рода Кузнецовых – правнук «бесфамильного» кузнеца Якова – Матвей Сидорович Кузнецов (1846 – 1911). С 15 лет отец начал знакомить Матвея с премудростями производства, приучал быть хозяином, воспитывал твёрдость характера, терпение, выдержку и упорство в достижении цели. В 18 лет, оставшись без отца, Матвей становится единоличным владельцем всех заводов семьи Кузнецовых и ставит пред собой совершенно грандиозную цель – создание монополии всех частных фарфоровых заводов в России. Первое его приобретение - покупка у А.Я.Ауэрбаха в 1870 году одного из лучших в стране заводов в селе Кузнецово (ныне Конаково Тверской обл.), его реконструкция, увеличение почти вдвое числа рабочих. К концу XIX века Матвей Сидорович - владелец более десятка предприятий в Российской империи, крупнейший поставщик фарфора, фаянса, майолики на мировом рынке. В 1889 году было учреждено «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» с правлением в Москве. Но его хозяин не собирался останавливаться: не давала покоя слава знаменитого завода Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, основанного в 1766 году приехавшим из Англии Францем Яковлевичем Гарднером. Продукция предприятия была необычайно разнообразна: от повседневного фарфора для дома до уникальных произведений искусства, украшавших богатые усадьбы и дворцы. В конце XIX века завод Гарднера стал испытывать финансовые трудности, чем воспользовался Матвей Кузнецов. Поговаривали, что подосланные им люди запутали финансовые дела предприятия.
Так или иначе, в 1892 году Кузнецов заключил торговую сделку с владелицей завода Е.Н.Гарднер, скупив всё, в том числе фабричные модели, формы, рисунки, образцы. Кроме того, был составлен особый договор, который подтверждал право нового хозяина ставить на своих изделиях герб и фирменный знак завода «Гарднеръ», его награды и медали. Отныне слава Гарднера принадлежала Матвею Сидоровичу Кузнецову, ставшему, наконец, монополистом частного фарфора в России. В Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, а также в Персии, Турции и на Балканах шла бойкая торговля кузнецовским фарфором. Основных покупателей – «люд небогатый» - привлекал товар, который не был дорогим, но по росписи вполне походил на дорогую «дворянскую» посуду.
Матвей Сидорович Кузнецов был и благотворителем. Он построил на свои личные средства пять больниц, пять школ и училищ, родильные дома, три церкви, два молитвенных дома, несколько столовых для бедноты. Да и как бы сложилась судьба знаменитой фабрики Гарднера, если бы в свое время ее не приобрел Матвей Кузнецов? А, между тем, на сегодняшний день «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках – это эталон высочайшего качества и верности традициям.
В музее представлена небольшая коллекция статуэток Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) последних лет выпуска.

Замыкая круг…

И пополнилась эта коллекция совсем недавно. Так случилось, что для оформления юбилейной выставки к 100-летию скульптора В.Т.Боголюбова, который жил и творил в нашем городе около пятидесяти лет, нужен был дополнительный материал. А поскольку Василий Трофимович с 1945 по 1949 год работал на Дмитровском фарфоровом заводе, то поездка сотрудников музея в Вербилки была обоснованна и полезна. И сегодня вы можете, посетив наш музей, увидеть достаточно разнообразную коллекцию кузнецовского фарфора ХIХ - начала ХХ века; познакомившись с альбомом-каталогом «Мастера кисти и резца» (сост. Н.Сотникова), узнать об удивительном творческом союзе Боголюбовых – Де-Морей и, наконец, дойдя до храма Преображения Господня в Саввино, подивиться на красоту его иконостаса, вспомнив с благодарностью о Матвее Сидоровиче Кузнецове.