Застучали друг о дружку деревянные коклюшки

Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима…
Л. Юдников

Совсем недавно появился у нас в музее замечательный экспонат – приспособление для плетения кружев (дар жительницы города Валентины Павловны Мининой). К нему прилагается репринтное издание энциклопедии «Курс женских рукоделий», изданной в Санкт-Петербурге в 1902 году.
В ней дается описание данного приспособления и техника плетения ручного кружева. А занятие это, прямо скажем, вовсе непростое. Зато красота какая! И вспомнились салфетки и платки кружевные из бабушкиного сундука. И захотелось выставить этот удивительный экспонат в витрину для всеобщего обозрения, да еще и разобраться, что же скрывается за красивым словом «кружевоплетение».

Немного истории

Начало плетения кружева относится к XVI столетию. Первые работы производились в Италии а именно, в Генуе, откуда они быстро распространились по всей стране, а вскоре появились в Испании, Германии, Швейцарии. Позднее плетением кружев стали заниматься славянские народы.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Именно от второй половины XVII столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах. Выплеталось оно из золотой и серебряной нити.В сочетании с золотым шитьем парчой, драгоценными камнями кружево использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту русских бояр, дворян, купечества. В этот период в нем ценили не столько искусную работу сколько сам материал. Кружева даже продавали на вес. В XVIII первой половине XIX века наряду с золотым кружевом появилось шелковое и льняное.
Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Появляются первые крепостные мануфактуры. С отменой в 1861 году крепостного права, в семнадцати губерниях складываются центры кружевоплетения. В Петербурге была открыта Мариинская практическая школа кружевниц, где обучались наиболее способные мастерицы из разных губерний. Окончив школу выпускницы своей творческой и преподавательской работой способствовали развитию и совершенствованию кружевного промысла в России. И теперь уже русские кружева вывозились в страны Западной Европы. Постепенно была создана самобытная русская художественная традиция кружевоплетения: огромное разнообразие узоров, неповторимые приемы профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.
В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове (вятское кружево) Ельце Липецкой области и Михайлове Рязанской. Сегодня как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское»
часто подразумевается русское кружево вообще.
Самые разнообразные рисунки и орнаменты украшают кружевные скатерти, салфетки воротнички, шарфы, косынки – птицы и цветы, морозные узоры и снежинки.
Дивное, ажурное, тонкое лунное, нитяная паутинка, сотканная небыль – это все о нем о прекрасном творении волшебных женских рук – о кружеве.

Немного технологии

Когда речь заходит о кружевах, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках (деревянных палочках на которые намотаны нитки). Плетут кружево по сколку – техническому рисунку, нанесенному на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушке – валике набитом сеном или опилками который ставится перед кружевницей и располагается на деревянной подставке. На сколок нанесен рисунок будущего кружева, сначала линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Перебрасывая коклюшки, которые также закреплены на валике, из одной руки в другую, мастерица обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие – по мере выполнения рисунка. Итак, вот основные части совсем нехитрого приспособления для плетения кружева, которое вполне можно сделать самим.
1. Подушка-валик, набитая опилками, овальной формы, обшитая хлопчатобумажной тканью длиной – 30см, диаметром – 13 см.
2. Деревянная подставка под подушку-валик. Позволяет ставить работу прямо перед собой и сидеть прямо, ловко, удобно.
3. Коклюшки. Для каждого кружевного рисунка употребляют известное попарное их количество (от 6-12 пар до 100 пар и более).
4. Сколок. Играет очень важную роль для плетения кружева. Если он хорошо исполнен кружево плетется быстро и правильно.
5. Иголка для скалывания сколка.
6. Булавка для придерживания ниток.
7. И, собственно, сами нитки (шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, льняные).
Плетутся кружева в парной и в сцепной технике. Наиболее трудоемким считается парный способ – с использованием большого количества пар коклюшек. Одновременно выплетается узор и фон изделия. В сцепной технике изделие выплетается по частям которые соединяются между собой вязальным крючком.