Уважаемые посетители!
Примите участие в опросе

Дядя Витя, пасуй…

За два года до смерти Ярослав Кириллович Голованов написал в «Воспоминаниях»: «По ТВ сегодня показывали передачу из цикла «Чтобы помнили» о Викторе Ивановиче Хохрякове, великом актере. Он работал с моей мамой, и они находились в замечательно дружеских отношениях. Она посоветовала Виктору Ивановичу снять дачу в Кучине под Москвой, где мы до этого жили уже несколько лет. Я его хорошо помню: большой, толстый, веселый человек. Помню, он шел с электрички и нес большой арбуз. А сам был под хмельком. Руки у него устали, он положил арбуз на землю и катил его ногами, как футбольный мяч, а я кричал ему: «Дядя Витя! Пасуй!..». Ярослав Голованов знал Хохрякова с детства.

Неудавшийся режиссер

Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии Виктор Иванович Хохряков родился 13 (26) июля 1913 г. в Уфе. В детстве Виктор особой склонности к театру не имел. И когда в девятилетнем возрасте отец привёл его в драмкружок при детской больнице, в которой служил счетоводом, Витя шёл с неохотой. Да и у отца не было далеко идущих планов, просто в молодые годы он сам участвовал в любительском кружке и счёл полезным для сына приобщить его к художественной самодеятельности. Хохряков увлёкся театром, и это увлечение стало делом всей его жизни. В школьной самодеятельности он играет Барона в "На дне" и Бальзаминова в "Праздничном сне до обеда", участвует в постановках коллектива "Серая блуза". А чтобы смотреть спектакли в профессиональном театре каждый вечер, он становится учеником реквизитора, потом рабочим сцены, с наслаждением участвует в массовках спектаклей Башкирского театра драмы. В 1929 г. Хохряков посылает заявление в Ленинградский техникум сценического искусства и попадает в мастерского педагога Николая Васильевича Петрова. В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранился очерк Петрова, который он писал о своем ученике Викторе Хохрякове. И приводит интересный эпизод вступительных экзаменов Виктора Ивановича: «Хохряков»-устало произнес председатель педагогического совета. На сцену вышел высокий и очень худой молодой человек. Было в нем что-то и от уверенности, и от полной еще наивности в понимании того, что он делал, была и какая-то своя, присущая ему серьезная сосредоточенность, но одновременно и было в нем и мальчишески спорное начало.
-На какое отделение держите экзамен?
-На режиссерское.
-Что же вы будете читать.
- «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Чтение было не очень убедительное. И на вопрос экзаменатора кто написал «Горе от ума» Хохряков, думая, что он говорит Грибоедов, совершенно спокойно произносит: «Островский»… В итоге он не был принят на режиссёрское отделение. Но в этом несколько несуразном, но своеобразном юноше, было, тем не менее, что-то любопытное, и я предложил поступить на актерское отделение в мастерскую, которой должен был руководить». (РГАЛИ. Ф.2358. Оп.2. Ед. х.81). В техникуме, который вскоре был преобразован в институт, существовала весьма плодотворная практика: студенты проходили стажировку в театре, сначала в массовках, потом в эпизодических ролях; так с самого начала они привыкали к профессиональным требованиям, учились "работать" на сцене. Н.В.Петров в то время был художественным руководителем и директором Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина. Мастерскую Н.В.Петрова Хохряков окончил в 1933 г. и сразу, в числе двух счастливцев, был принят в Академический театр имени А.С.Пушкина. Но начать работу не успел, так как в Харькове, тогдашней столице Украинской республики, создавался русский театр и художественным руководителем туда пригласили Н.В.Петрова, режиссёрами Крамова и Синельникова, актёров взяли из Москвы, Ленинграда и отчасти из периферийных театров. Из Ленинграда, наряду с опытными актёрами, была направлена группа выпускников мастерской Петрова; с ними попросился и молодой актёр Театра имени А.С.Пушкина Виктор Хохряков.

Любимый учитель

В 1940 г. Виктора Хохрякова пригласили в Москву, в Центральный театр транспорта, который за два года до этого возглавил Н.В.Петров. Снова Н.В.Петров, снова учитель! Всю свою жизнь Хохряков любил и уважал Николая Васильевича. И как вспоминала в интервью дочь Виктора Ивановича, говорил о нем «с придыханием». В РГАЛИ мне удалось найти несколько поздравительных писем из их переписки. «Дорогой Виктор Иванович!! В день Вашего творческого вечера поздравляем еще раз с Высокой Правительственной наградой. Очень рад, что длинный путь моего знания Вас, на сегодняшний день имеет этот Лауреат Сталинской премии! А ведь путь был таков: «Виктор Иванович, Мажорка, Витя, опять Виктор Иванович, и, наконец, Лауреат Сталинской премии. При Вашей одаренности, энергии и трудоспособности, верю, что этот путь знания Вас, будет удлиняться новыми этапами Ваших завоеваний. Любящий Вас Николай Петров. 19 апреля 1949 года». (РГАЛИ. Ф.3099. Оп. 1 Ед.х . 90). Поздравительные телеграммы Виктора Хохрякова своему педагогу Петрову Н.В. от 1953 года: «Дорогого учителя в жизни, искусстве, театре. Поздравляю, крепко целую, желаю самого хорошего. Любящий Вас и преданный Вам Виктор Хохряков, родителями, Ритой и Наташей». «Три поколения семейства Хохряковых приветствуют дорогого Николая Васильевича славной трудовой датой. Желаем здоровья, успехов. Анна Викторовна, Маргарита Викторовна, Наташа, Михаил, Игорь». (РГАЛИ. Ф2558. Оп. 2. Ед. х. 149). Театр транспорта к этому времени представлял собой омоложенный реорганизованный коллектив. За две недели до нападения фашистской Германии на Советский Союз коллектив театра отправился в очередное железнодорожное турне, рассчитанное на два месяца. Война застала театр в Тюмени и надолго закрыла ему обратный путь; коллектив направили обслуживать Дальневосточный военный округ, потом рабочих и колхозников Урала, Сибири... Два месяца растянулись на два года. Жили в вагонах. Ночью ехали, днём устанавливали декорации, готовили сцену, вечером играли спектакль и снова в путь. Иногда давали по два и три представления в день. А, кроме того, умудрялись готовить и новые постановки. В суровом 1942 г., несмотря на бесконечные переезды, Центральный театр транспорта поставил новую пьесу К. Симонова "Русские люди", режиссёром был Н.В.Петров. Хохряков играл в ней военфельдшера Ивана Глобу. Характер героический. Подвиг, который он совершает в пьесе, пожалуй, самый трудный: чтобы ему поверили в фашистском штабе, Глобе необходимо убедить своих товарищей, будто он - предатель Родины. Во время скитаний Театр Транспорта своими спектаклями мобилизовал людей, вселяя в них бодрость духа, откликался на все злободневные события времени. Под стук колес актёры собирались в купе Петрова, репетировали новые пьесы, сочиняли злободневные программы.

Малый театр

В старейший русский коллектив Малого театра В.И.Хохряков пришёл в 1953 году сорокалетним актёром, только что получившим звание заслуженного артиста РСФСР. За исполнение роли секретаря обкома Проценко в фильме «Молодая гвардия» Хохряков был удостоен Сталинской премии. Дебютом актёра на сцене Малого театра стала роль Потапова в «Московском характере». Дебют все признали удачным. Первая большая роль, сыгранная Хохряковым в новом спектакле, - генерал Рыбаков в пьесе В. Гусева «Иван Рыбаков». Образ глубоко поэтичный. Успеху в этой роли немало способствовал накопленный профессионализм и многолетний навык художественного чтения. Эта пьеса была написана белым стихом. Театр стремился к тесному контакту со своими зрителями. Для этого использовался старый приём: прямой разговор сценического персонажа с залом. Застрельщиком здесь стал Хохряков. Созданный им образ старого машиниста Очередько в спектакле "Со всяким может случиться" стал любимым героем. Хохрякову вообще были свойственны сценическая достоверность, простота, органика. Играя многочисленные роли директоров и генералов, старых и уважаемых рабочих, железнодорожных начальников, он стал незаменимым актёром на роли социальных героев. Путь развития и совершенствования актерского мастерства Хохрякова не был гладким. Но он привёл его к вершине этого периода, к крупному и глубокому человеческому характеру - к образу Вершинина в спектакле "Бронепоезд 14-69" В. Иванова. Здесь актёр, казалось, попал в родную стихию. Народный герой, вождь партизанского движения, из стихийного бунтаря он на наших глазах вырастал в сознательного борца за революцию. Образ романтический, возвышенный, а вместе с тем земной и сложный. Вершинин Хохрякова во многом определил успех этого спектакля. Недаром постановщик И.Я.Судаков, поздравляя актёра с творческой победой, написал на фотографии: «Отличному исполнителю роли вождя партизан, отличному потому, что органически сочетал бытовую мужицкую правду с правдой высокой, романтической, социальной». Работал Хохряков и как режиссёр. Этим он начал заниматься ещё в детские годы, в драмкружках. А в Театре транспорта ставил уже профессиональные спектакли, например, «Случайные встречи» Бахнова и Костюковского. В Малом театре им были поставлены спектакли «Каменное гнездо» Вуолийоки совместно с М.Н.Гладковым, «Не всё коту масленица», «Без вины виноватые», совместно с А. Бурдонским.

Киногерои

В кино Виктор Хохряков снимался с 1946 года. Первая роль была в фильме «Во имя жизни». После выхода этого фильма на экран Хохрякову приходило очень много писем от зрителей из разных мест Советского Союза. В РГАЛИ я хранятся некоторые из них: «Омск. 10 мая 1947 года. Здравствуйте т. Хохряков Поздравляю вас с новыми достижениями в искусстве. Исполнением в кинокартине «Во имя жизни» роли Владимира Петрова. Это была удивительная роль. Желаю вам в творческой жизни и работе отличных успехов». Письмо из Сталино (Донецк) Донбасс: «Уважаемый товарищ Хохряков! Вот уже третий раз мы смотрим фильм «Во имя жизни». И все не можем налюбоваться вашей чудесной игрой в этой картине… мы пишем Вам из Сталино - столицы угольного края. Мы горячо приветствуем Ваш успех и желаем еще больших успехов в Вашей жизни и работе». (Ф.3099.Оп.1.Ед.хр.96). А это письмо Хохрякову писал его школьный учитель: «Дорогой Виктор! Только что пришёл из кино, где смотрел и слушал тебя в роли доктора Петрова. Какая хорошая картина и какое удовольствие я получил от твоей игры. Рад, что ты большой артист. Ведь я помню начало твоей карьеры в школе, у меня в физическом кабинете. Когда за последние годы потерял тебя из вида, то признаюсь, пожалел, и грешным делом подумал, что в тебе ошибся. Рад за тебя и доволен за себя, что я был прав, т.к. я верил, что увижу или услышу о тебе и о твоем таланте. От твоего старого учителя, который с удовольствием вспоминает время вашей учебы. Прими самые искренние пожелания дальнейших успехов в искусстве и жизни. Крепко жму твою руку. Асеев А.С.». (РГАЛИ. Ф.3099. Оп. 1 Ед.х . 96). Среди фильмов с участием Виктора Хохрякова – «Молодая гвардия», «Великая сила», «Евгения Гранде», «Семь нянек», «Ошибка Оноре де Бальзака» и др.
Умер Виктор Иванович Хохряков 20 сентября 1986 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Наталья Пижевская,
научный сотрудник
краеведческого музея
г.Железнодорожного.

Оригиналы документов, фотокопии которых представленны в статье, находятся на хранении в Российском государственном архиве литературы и искусства.